Законодательное регулирование объектов утилизации и энергетического преобразования органических отходов и остатков - AgroBiogas

Серия статей “Биогаз – енергетическая независимость Украины”   СЕО АгроБиогаз к.т.н. Ольга Сидорчук изданию AgroExpert.

Журнал AgroExpert

Законодательное регулирование объектов утилизации и энергетического преобразования органических отходов и остатков

Ольга Сидорчук, канд. техн. наук, генеральный директор AgroBiogas

Продолжая серию статей о биогазовых технологиях, рассмотрим аспекты законодательного регулирования возобновляемой энергетики, в частности сектора биогазового производства на общеевропейском и государственном уровнях. Раскрывает тему эксперт сектора, кандидат технических наук, генеральный директор компании AgroBiogas, Сидорчук Ольга.

Мировой опыт подтверждает необходимость широкого распространения использования возобновляемых источников энергии там, где имеется спрос на электрическую и тепловую энергию, а также в транспорте. При этом, если в большинстве европейских стран технически пригодный для этого потенциал ограничен, а его разработка часто требует высоких капиталовложений, то в Украине он практически не использован.

Для производства возобновляемых источников энергии доступны отходы и остатки органического происхождения, как пищевые отходы домохозяйств, супермаркетов, гостинично-ресторанного бизнеса; твердый навоз, навозная жижа, птичий помет; солома, силос; отходы пищевой и перерабатывающей промышленности и др.

Так, сельское хозяйство является крупнейшим потенциальным поставщиком биомассы для энергетического использования, причем внимание должно уделяться имеющимся органическим отходам и остаткам растительного и животного происхождения, которые до сих пор зачастую не утилизируются должным образом, жирам и маслам для производства биодизельного топлива, выращиванию энергетических культур для производства биогаза и сахаросодержащим культурам для производства биоэтанола и т.д..

Энергетическое использование органических отходов и остатков способствует избеганию и уменьшению возможных потребительских конфликтов между энергетическим и материальным использованием биомассы, является дополнительным аргументом в пользу стимулирования развития сектора возобновляемой энергетики.

Безусловно, любой сектор экономики и производственной деятельности требует наличия и подражания соответствующих справедливых условий игры, освещенных в законодательном регулировании. И здесь опыт и практика Европейского Союза в секторе производства и использования возобновляемых источников энергии оказывается примером подходов и модели управления для нашего государства.

Начать следует с обобщения основополагающей цели регулирования сектора производства возобновляемых источников энергии (ВИЭ), как центрального инструмента управления их развитием и распространением. Ключевой целью является энергетический переход и увеличение доли ВИЭ в структуре энергоснабжения к определенному определенного периода времени. Речь идет о достижении определенной доли ВИЭ в структуре энергоснабжения к 2050 году, причем рядом развитых стран принято долю ВИЭ на уровне до 80%.

Распространение возобновляемых источников энергии, в частности производства энергетических ресурсов из биогаза, играет важную роль, особенно учитывая защиту климата и окружающей среды и развитие устойчивого энергоснабжения. Кроме того, законодательное регулирование сектора призвано способствовать сокращению экономических затрат на энергоснабжение, сохранению ископаемых энергоресурсов и развитию технологий в секторе возобновляемых источников энергии.

Цели европейской энергетической и климатической политики

Общие цели и основные направления политики в области энергетики и защиты климата сформулированы на уровне Европейского Союза. При этом, меры, необходимые для распространения возобновляемых источников энергии с целью достижения общих целей Сообщества относятся к сфере компетенции отдельных государств-членов.

Основные направления европейской энергетической политики включены в Лиссабонский договор в виде треугольника принципов экономики, безопасности поставок и экологической совместимости. Напомню, Лиссабонский договор — международный договор, подписанный на саммите Европейского Союза в декабре 2007 года, призванный заменить собой Конституцию ЕС и внести изменения в действующее соглашение о Европейском Союзе с целью реформирования системы управления Сообщества.

С 2007 и до текущего года приняты следующие обязательные цели европейской и климатической политики, а именно:

  • Сокращение выбросов парниковых газов на 20% по сравнению с 1990 годом,
  • доля возобновляемых источников энергии в общем потреблении энергии на уровне 20%,
  • снижение энергопотребления на 20% за счет повышения энергоэффективности.

Указанная цель на уровне 20% для доли возобновляемых источников энергии стала обязательной в Директиве Европейского Союза об использовании энергии из возобновляемых источников с 2008 года. Эта Директива была первой, которая ввела в европейское регулирование для различных сфер использования возобновляемой энергии (электрическая энергия, отопление, охлаждение, транспорт). В зависимости от стартовых позиций, разные страны-члены имеют соответствующие обязательства. Так, к примеру, для Германии доля от конечного потребления энергии установлена на уровне 18% к 2020 году, а уже в 2010 году по оценкам Федерального Правительства было понятно, что данный показатель будет превышен, как и произошло фактически.

Меры правительств стран-членов ЕС по достижению целей и обязательств

Страны-члены ЕС отчитываются перед Комиссией Европейского Союза о мерах и путях распространения производства возобновляемых источников энергии с целью достижения поставленных и согласованных целей. Наиболее распространенными являются две формы декларирования намерений и плана действий среди государств-членов, в частности:

  • Национальные планы действий, в которых подтверждаются и детально описываются меры поддержки распространения использования возобновляемых источников энергии,
  • Законы о возобновляемых источниках энергии, которые обозначают распространение производства возобновляемых источников энергии центральной опорой энергетического перехода.

Европейские Директивы для стимулирования возобновляемых источников энергии

Большое значение для энергетической политики отдельных государств-членов Европейского Союза имеют общеевропейские принципы ЕС по охране окружающей среды и энергетики, Директивы и индивидуальные системы поддержки производства возобновляемых источников энергии.

Одной из текущих является Директива ЕС по возобновляемой энергетики, выданная в декабре 2018 года Европейским парламентом и Советом Европейского Союза, с целью поощрения использования энергии из возобновляемых источников. Целью Директивы является увеличение доли возобновляемых источников энергии в европейской структуре производства электроэнергии до 20% к 2030 году. Данная Директива призвана внести соответствующий вклад для достижения цели по защите климата, закрепленной Парижским Соглашением, и является частью нормативного пакета «Чистая энергия для европейцев». Следующим шагом является внесение положений Директивы в национальное законодательство стран-членов ЕС к лету 2021 года.

Внутренний энергетический рынок ЕС

Европейское Сообщество активно развивает внутренний энергетический рынок. Так, усиление конкуренции приводит к повышению экономической эффективности энергоснабжения с немедленной выгодой для потребителей. Кроме того, внутренний энергетический рынок Европейского Сообщества призван способствовать повышению безопасности поставок энергетических источников за счет улучшения сетей.

Развитие европейского энергетического рынка имеет целью обеспечения экологически-чистого и экологически-безопасного энергоснабжения, ведь пространственно более широкий рынок электрической энергии облегчает интеграцию растущей доли электроэнергии из возобновляемых источников энергии, производство которых колеблется. Производству электрической энергии климатически-безопасными системами способствует и торговля сертификатами углекислого газа CO2.

Интеграция электросетей в Европейском Союзе

Внутренний энергетический рынок нуждается в улучшении интеграции национальных сетей передачи электрической энергии и данная задача имеет высокую приоритетность в деятельности Европейского Союза в сфере энергетической политики. К примеру, имеется программа Trans-European Networks Energy, которая определяет важные проекты расширения сетей и поддерживает их на основе совместного финансирования Сообщества.

Кроме того, ассоциация европейских операторов сетей передачи электроэнергии координирует планы расширения сетей в государствах-членах ЕС без обязательств. В среднесрочной и долгосрочной перспективе будет реализована концепция так называемой супер-сети ЕС. Такая комплексная сеть электропередач позволит осуществлять трансграничную торговлю электрической энергией, а также оптимизировать интеграцию возобновляемых источников энергии в систему общего энергоснабжения.

Нормативно-правовая база сектора возобновляемой энергетики, в том числе биогазового производства, в Украине

Переходя от европейских законодательных подходов в области возобновляемой энергетики к законодательному регулированию сектора в Украине, следует отметить, что оно вообще представлено широким перечнем постановлений, распоряжений, приказов и разъяснений в сфере возобновляемой энергетики, основными же регулирующими законами сектора являются следующие:

Закон Украины «Об альтернативных видах топлива» № 1391-XIV от 14.01.2000 года — определяет правовые, социальные, экономические, экологические и организационные принципы производства (добычи) и использования альтернативных видов топлива, а также стимулирование увеличения доли их использования до 20% от общего объема потребления топлива в Украине до 2020 года.

Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» № 555-IV от 20.02.2003 года — определяет правовые, экономические, экологические и организационные основы использования альтернативных источников энергии и содействие расширению их использования в топливно-энергетическом комплексе.

Закон Украины «О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала» № 2509-IV от 05.04.2005 года. Целью настоящего Закона является создание правовых основ для повышения эффективности использования топлива в процессах производства энергии или иных технологических процессах, развития и применения технологий комбинированного производства электрической и тепловой энергии, повышение надежности и безопасности энергоснабжения на региональном уровне, привлечение инвестиций на создание когенерационных установок.

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива» № 1391-VI от 21.05.2009 года, разработан с целью стимулирования производства и использования биологических видов топлива, развития в Украине национального топливного рынка на основе привлечения биомассы как возобновляемого сырья для изготовления биологических видов топлива.

Закон Украины «О рынке электрической энергии» № 2019-VIII от 13.04.2017 года — определяет правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка электрической энергии, регулирует отношения, связанные с производством, передачей, распределением, куплей-продажей, поставкой электрической энергии для обеспечения надежного и безопасного снабжения электрической энергии потребителям с учетом интересов потребителей, развития рыночных отношений, минимизации затрат на поставку электрической энергии и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Среди благоприятных факторов для развития возобновляемых источников в Украине, которые подкрепляются национальным законодательством является:

  • гарантирование государством стимулирующего «зеленого» тарифа на электроэнергию из возобновляемых источников сроком до 2030 года включительно,
  • привязка «зеленого» тарифа к курсу евро,
  • гарантированное обязательство ГП «Энергорынок» касательно покупки зеленой энергии до 2030 року включительно.

С целью подтверждения приоритетности развития сектора ВИЭ на государственном уровне, в 2011 году Украина взяла обязательства по адаптации национального законодательства к энергетическому законодательству ЕС, присоединившись к Энергетическому Сообществу. В 2014 году Украина ратифицировала Соглашение об ассоциации с ЕС и зафиксировала индикативную национальную цель по доли ВИЭ в конечном потреблении до 2020 года на уровне 11%.

На первый взгляд кажется, что имеются все необходимые двигатели для развития сектора ВИЭ в Украине, при этом динамика роста довольно неоднозначна.

Возобновляемая энергетика в Украине, в частности биогазовое производство, нуждается в стабильном законодательном регулировании, справедливой системе государственного стимулирования с соблюдением сроков и выплат, устранения барьеров входа на рынок и установления прозрачных правил для ведения бизнеса. Эти и ряд сопутствующих мероприятий, наряду с имплементацией европейских подходов к сектору возобновляемых источников энергии, позволит дать такой ожидаемый толчок отрасли, которая имеет практически неограниченный ресурсный потенциал.