Серия статей “Биогаз – енергетическая независимость Украины” СЕО АгроБиогаз к.т.н. Ольга Сидорчук изданию AgroExpert.
Финансирование проектов биогазового производства
Как и в большинстве стран мира, в Украине отмечается высокая степень приоритетности энергетической политики. Наряду с текущим чрезмерным и неэффективным потреблением ископаемых энергоресурсов, стремительно растет число заинтересованных во внедрении альтернативных возобновляемых технологий энергопроизводства и энергопотребления. Реализация подобных инициатив требует соответствующей финансовой состоятельности и здесь достаточно эффективно срабатывает ряд инструментов по привлечению как местных ресурсов, так и международных инвестиций и технической помощи. Об особенностях финансирования проектов возобновляемой энергетики поговорим с экспертом сектора, генеральным директором компании AgroBiogas, кандидатом технических наук Ольгой Сидорчук.
Соглашение об ассоциации Украины и ЕС вступило в силу в полном объеме осенью 2017 года, ключевой задачей которого, помимо прочего, определен курс на повышение энергоэффективности и энергосбережения, замещение ископаемых топливно-энергетических ресурсов альтернативными источниками. Поэтому широкое внедрение проектов возобновляемой энергетики является стратегической целью на государственном уровне.
Украина имеет значительный потенциал биомассы, в частности отходов и остатков растительного и животного происхождения, бытовых отходов, энергетических культур и т.п., а наряду с достижимыми объемами энергии солнца и ветра вообще можно ожидать значительного увеличения использования возобновляемых источников.
Развитие возобновляемой энергетики не только обеспечивает диверсификацию в энергетическом секторе, но и повышает надежность энергообеспечения и способствует технологическому развитию государства. Другими положительными эффектами широкого внедрения возобновляемых источников энергии, в том числе и биогазового производства, является создание новых рабочих мест и сокращение выбросов парниковых газов. В развитых странах, к примеру, возобновляемые источники энергии считаются одними из самых мощных двигателей развития.
Финансирование таких проектов является ключевым фактором стремительного и широкого внедрения технологий использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Несмотря на имеющиеся предпосылки, ожидаемого стремительного развития возобновляемой энергетики в Украине до сих пор не наблюдается, что объясняется рядом причин, среди которых прежде всего непоследовательная государственная политика в сфере регулирования ВИЭ, ряд финансовых и инфраструктурных препятствий и тому подобное.
Особенности привлечения иностранных инвестиций
Не секрет, что большинство проектов ориентируется на реализацию с привлечением иностранного капитала, что объясняется, в первую очередь более привлекательными условиями финансирования и кредитования по месту инвестиции, прозрачностью подходов и рядом гарантий со стороны поставщиков технологических решений и финансовых институций. Конечно, получение и применение данных преимуществ требует от владельца проекта соответствующего подтверждения готовности к вхождению в проект на условиях долгосрочного сотрудничества с соблюдением ряда требований.
Рынок Украины, как развивающегося государства, рассматривается европейскими разработчиками проектов и инвесторами с точки зрения возможности расширения бизнеса. При этом, управление рисками играет в данном контексте важную роль в связи с многообразием местных особенностей и их влиянием на финансирование проекта. Тщательный выбор и сочетание совокупности финансовых инструментов способно обеспечить доступ иностранным инвесторам в регионы, которые развиваются, и помочь успешной реализации проекта возобновляемой энергетики.
Поворотным в истории возобновляемых источников энергии стал 2015 год, ведь впервые в данный сектор в развивающихся странах, было инвестировано больше, чем в промышленно развитых странах. С тех пор динамика объемов иностранных инвестиций в ВИЭ неустанно растет. Данный аспект сопровождается значительными надбавками за рисковые факторы для инвесторов, что, безусловно, влияет на конкурентоспособность и осуществимость проектов ВИЭ с привлечением иностранного капитала.
Риски и последствия для прибыльности проектов ВИЭ, в частности биогазового производства
Следующие политические и финансовые риски относятся иностранными инвесторами к классу особого внимания при принятии решения об инвестировании (табл. 1).
Таблица 1.
Риски в развивающихся странах
Имеющиеся риски ложатся на капитальные расходы проектов ВИЭ. Обычно, в результате высоких изначальных инвестиций страдает конкурентоспособность объекта, тем самым снижая приемлемость для местной экономики и населения. Европейские эксперты определяют потребность повышенного управления рисками ключевым препятствием на пути успешного внедрения ВИЭ в развивающихся странах. Так, в промышленно-развитых странах, для повышения финансовой жизнеспособности «зеленых» проектов обычно используются инструменты частного сектора: страхование или четко регулируемое соглашение о закупке электроэнергии, что также может дополнительно регулироваться соглашением между компанией-поставщиком технологического решения и энергоснабжающей компанией. Однако в текущих условиях Украины, в результате возможных последствий политических и финансовых рисков, следует констатировать, что привлечение иностранных инвестиций в проекты возобновляемой энергетики, в частности биогазовые станции, страхование капиталовложений или невозможно, или слишком стоящее. Таким образом, обе группы риска нуждаются в подборе оптимального решения.
Подходы к решению политических рисков
Инициатива по устранению препятствий для инвесторов, безусловно, должна принадлежать национальному правительству и учреждениям. Международные финансовые институты, как Всемирный Банк, могут действовать исключительно в качестве консультантов. Основные политические мероприятия включают четкое и долгосрочное регулирование энергетического рынка, четкое распределение ответственности между учреждениями, которые занимаются вопросами, связанными с возобновляемыми источниками энергии, и распространение ключевых принципов и передовой практики на всех уровнях власти. Кроме того, на практике применяется принцип «единого окна» — технологии предоставления услуг в одном месте, основанной на четко структурированных процессах от подачи заявок до выдачи результатов решения соответствующего органа. Данный принцип подкреплен стандартизированными документами, что дополнительно способствует беспрепятственному управлению проектами в органах власти и достижению национальных энергетических целей в более прозрачной форме.
Подходы к решению финансовых рисков
Решающую роль в принятии инвестиционного решения в целевых странах все же играют возможности покрытия и управления финансовыми рисками.
Вследствие долгосрочной ориентации проектов ВИЭ, значительное влияние на денежные потоки проектных компаний имеет уровень инфляции в развивающихся странах. Риски, связанные с инфляцией, зависят от различных факторов, в частности от краткосрочных и долгосрочных корреляций между инфляцией, обменными курсами, процентными ставками и т.п. Во избежание значительных колебаний денежных потоков, компании-поставщику технологического решения, как правило, следует придерживаться двух ключевых принципов:
- Аналогичной формы корректировки уровня инфляции в соглашении о закупке электроэнергии и в долгосрочных контрактах с подрядчиками
- Выбора идентичной валюты для оплаты и финансирования проектных работ
С точки зрения иностранных инвесторов, в развивающихся странах, до сих пор не доступны инструменты хеджирования, призваны способствовать избеганию финансовых рисков.
Еще одной причиной, почему иностранные инвесторы могут избегать инвестирования в проекты стран, как Украина, является относительно небольшой объем проектов при непропорционально высоких транзакционных издержках. Однако сегодня, на европейском рынке имеются онлайн-платформы, предлагающие обзор потенциальных проектов ВИЭ, транзакционные издержки которых поддаются управлению, а также предоставляется гарантия в виде подбора надежной компании-поставщика технологического решения.
На фоне финансовой приемлемости проектов возобновляемой энергетики следует обратить внимание на требования до 40% обеспечения проекта собственным капиталом. Международные финансовые институции (МФИ) все чаще полагаются на гарантии ликвидности, которые переносят риски проектных компаний на МФИ, но оставляют собственное финансирование местным банкам и частным инвесторам.
Примеры финансовых инструментов для реализации проектов возобновляемой энергетики
На сегодня имеется достаточно широкий спектр возможностей привлечения инвестиций с целью внедрения проектов возобновляемой энергетики, в частности биогазовых станций, от грантовых программ, международных фондов, банковских структур, программ технической помощи, донорских программ и до привлечения частного капитала, как местного, так и зарубежного.
Начнем с прямого финансирования проектов ВИЭ. Данные программы финансирования предоставляются Европейским Банком Реконструкции и Развития (EBRD), Северной Экологической Финансовой Корпорацией (NEFCO), Датским инвестиционным фондом (IFU).
NEFCO имеет несколько опций финансирования, в частности по программе «Чистое производство», в виде займа от инвестиционного фонда и в форме долевого участия. Каждый из вариантов разработан под конкретную категорию бизнеса, учитывая масштаб проекта и, соответственно, сумму ожидаемой ссуды. В среднем все программы имеют стартовую процентную ставку на уровне 6%, фактическую же необходимо уточнять дополнительно.
Датский Инвестиционный Фонд входит в проект при участии датских предприятий, поставщиков оборудования и технологий, и предоставляет долгосрочное финансирование коммерческих проектов в виде капитала, гарантий и займов.
ЕБРР кредитует проекты возобновляемой энергетики частных и муниципальных предприятий. Особенностью сотрудничества с финансовым учреждением является обеспечение гарантий в виде залогов активов компании, акций или других форм согласно договоренностям. Размер кредитов варьируется и может составлять 10 -25 млн евро.
Финансирование проектов возобновляемой энергетики с привлечением посредников, реализуется Всемирным Банком (The World Bank), Международной Финансовой Корпорацией (IFC), Европейским Инвестиционным Банком (EIB), Немецко-Украинским Фондом (НУФ).
Так, программа финансирования Европейского Инвестиционного Банка предусматривает процентную ставку 2,4 — 4% годовых на период кредитования до 22 лет с льготным 5-летним периодом при займе муниципалитетами и частными предпринимателями от 10 млн евро.
Немецко-Украинский Фонд работает через отечественные банки-партнеры, предоставляя займы в размере до 300 000 евро для последующего кредитования предприятий, реализующих проекты ВИЭ. Срок кредитования, как правило, до 5 лет под процентную ставку от 7% в евро.
Соинвестирования проектов ВИЭ осуществляет Всемирный Экологический Фонд (GEF) и Фонд Чистых Технологий (CIF). Особенностью данных финансовых инструментов является предоставление финансовой и технической поддержки в рамках имеющихся программ Международных Финансовых Организаций, то есть фактически речь идет о косвенной финансовой поддержке от МФО.
Банковское кредитование предлагает ряд отечественных банков, среди которых: Укргазбанк, Ощадбанк, Райффайзен Банк Аваль, ПроКредит Банк, Укрэксимбанк, Пиреус Банк. Все банки имеют примерно одинаковые условия, с теми или иными погрешностями, детали следует уточнять отдельно:
- доля кредита в общем бюджете проекту — до 70% -80%;
- ставка по кредиту — 5% -7,5% в евро;
- срок возврата кредитных средств — до 7 лет, но не более срока окупаемости согласно технико-экономическому обоснованию.
Финансирование проектов возобновляемой энергетики, как с помощью привлечения иностранных инвестиций, так и силами местных финансовых структур и частных инвесторов, остается непростой задачей. Тем не менее, эффективное управление рисками за счет грамотного подхода и комбинаций инструментов, юридические, налоговые и финансовые консультации, а также тщательный выбор и сочетание различных источников финансирования, могут и способствуют внедрению все большего количества объектов ВИЭ, в том числе и биогазовых станций в Украине.